На конференции SOA Architect Forum специалисты Oracle
представили основы методологии, необходимой для внедрения сервисных
архитектур
Очередной технологический день Oracle
SOA Architect Forum, как следует из его названия, был посвящен
проблемам сервис-ориентированных архитектур. Сам факт проведения этого
мероприятия и его программу, которая состояла из десяти выступлений,
охватывающих все основные вопросы, связанные с разработкой и внедрением
сервисного подхода к интеграции корпоративных приложений, следует
признать как нельзя более своевременными. Отношение к SOA прошло все
обязательные стадии - от первых непомерных восторгов до удручающего
скепсиса, и теперь перешло в ту фазу, которую, следуя терминологии Gartner, называют "плато адаптации".
Впрочем, за это время не только менялось отношение к SOA, но, что
немаловажно, под воздействием SOA изменилось видение задач, которые
решаются средствами информационных систем предприятий. Теперь под SOA
сегодня понимают не просто набор технологий, объединенных стеком SOAP,
UDDI, WSDL и других протоколов, а методологию того, как, опираясь на
слабо связанные приложения, можно оптимизировать систему управления
предприятием, разумнее связать информационные технологии с бизнесом.
Директор по техническому консалтингу Oracle СНГ
Глеб Ладыженский показал, что укрепление статуса SOA стало возможным
потому, что за минувшие годы сложились соответствующие воззрения на
сервис-ориентированную архитектуру. Для тех, кто делает выбор в пользу
SOA, критически важным становится определение стратегии внедрения,
причем эта стратегия должна быть построена на содержательном, а не на
формальном понимании бизнес-процессов. Это понимание включает в себя и
учет происходящих во внешней среде событий, и обеспечение управления по
обратной связи, и многое другое, что выходит за рамки шаблонного
отношения к информационным системам. Из услышанного на форуме можно
сделать вывод, что практика SOA невозможна без знаний современной
теории управления.
Рассуждая об особенностях внедрения SOA в России,
Ладыженский отметил, что предоставляемые SOA стратегические
преимущества очевидны многим, но столь же очевидно, что нельзя добиться
стратегических преимуществ без стратегических инвестиций.
"Понятно, что для построения систем с использованием архитектуры этого
типа требуется поддержка на уровне высшего руководства компании, -
подчеркнул он. - Другая проблема состоит в том, что переход на
сервисные методы можно рассматривать как обобществление в некотором
смысле этого слова, некий корпоративный 'социализм'. До внедрения SOA
каждое подразделение - финансы, кадры, производство и так далее - могло
работать автономно, обмениваться бумажными документами, а теперь,
оказывается, необходимо, чтобы их функции были представлены в виде
общественно полезных сервисов. Система начинает работать не в рамках
отдельного подразделения, а в границах всей компании. А это вызывает
сопротивление руководителей на местах. Часто руководители подразделений
рассуждают так. Покуда я владею данными, я значимая фигура, а
превращаясь в поставщика услуг, я становлюсь лишь исполнителем, если
данные существуют помимо меня, мое значение понижается".
"Зачастую люди, состоящие при информационных системах на предприятиях,
попросту боятся изменений, опасаются, что не смогут переучиться и
окажутся ненужными, - добавил Ладыженский. - Очевиден социальный аспект
внутреннего сопротивления. Надо признать, что работе в коллективе,
реальному сотрудничеству, работе на общий результат многие наши
пользователи не приучены".
Источник: http://www.osp.ru/news/articles/2009/19/7859242/?rss_feed=123456
|